Наш сайт использует файлы cookie для предоставления услуг, согласно политике конфиденциальности. Вы можете указать условия хранения или доступа к этому типу файлов в своем браузере либо при конфигурации услуг.
Закрыть

В России

Некоторые ощущения после просмотра фильма

Юрий Шуйский

   Фильм Ежи Сколимовского «11 минут» (Польша-Ирландия.2015) на сегодняшний день уже не последняя его работа. Объявлено о выходе нового, неизвестного автору этих строк, фильма «Dywizion 303», сделанного по его сценарию. Но «11 минут» по-прежнему интересен не только потому, что сделан великим (хоть и имеющем несколько грандиозных провалов) кинорежиссером, но  -- как блестящий образец использования казалось бы уже отработанных, но прочитанных заново кинематографических приёмов.

  Действительно, сюжет, основанный  на нескольких, не связанных поначалу сюжетных линиях, неожиданно пересекающихся в конце фильма, не нов. Вспомним, хотя бы, «Вавилон» (реж. А.Г. Иньярриту.2006) или  «11:14» (реж. Г. Маркс. 2003). У Сколимовского, поначалу, всё идет по такому же плану: ревнивец-муж, его красотка-жена, открыто флиртующая с кинорежиссером с целью получения роли, бывший, выпущенный из тюрьмы, преподаватель, торгующий хот-догами, деятель культуры, подрабатывающий мытьём  окон,  --  эти и другие  персонажи живут в своих, далеких друг от друга,  жизненных ситуациях. Эти люди из разных социальных слоёв и в обычной, повседневной жизни вряд ли когда-нибудь пересеклись бы. Если в определенный момент (начало событий в фильме) рассказать каждому,  что их ждет через 11 минут,  все определённо повертели бы в ответ пальцами у виска. Ан нет! Случайное падение одного из персонажей тотчас и неотвратимо приводит к многочисленным трагическим последствиям:  смертям от автомобильных аварий, взрыва,  падения с 11 (!) этажа.

   «Мы ходим по тонкому льду, гуляем по краю бездны, --  размышляет Е. Сколимовский.  --  За каждым углом таится непредвиденное, невообразимое. Будущее  --  только плод нашего воображения. Ничто не определено  --  уже на следующий день, в следующий час, даже в следующую минуту всё может закончиться в один миг…»

   И это не слова постановщика какого-то неправдоподобного фильма ужасов, но  --  горькая правда знаменитого  режиссера, испытавшего как прославившие его взлёты, так  и глубокие, болезненные падения в своей кинематографической судьбе. Его стремительный успех в начале карьеры («Вальковер» , «Особые приметы» (оба 1965),  «Барьер» (1966, с неподражаемым Я. Новицким), отчаянный «Руки вверх», напрочь запрещенный  в 1967 на родине и увидевший свет только спустя 14 лет, принципиальная неудача с экранизацией В. Набокова («Король, дама, валет». 1972), в очередной раз подтвердившая невозможность равноценного и адекватного перевода произведений этого писателя в киноформат, и  --  просто неудачные фильмы:  «Приключение Жерара» (1970), «Плавучий маяк» (1985), «Фердидурка» (1991) (последний  --  к великому сожалению, так как имел в основе значительный роман классика польской литературы В. Гомбровича), уход на много лет из кино в живопись (впрочем, достаточно успешный: Сколимовский   -- почетный доктор искусств Академии изобразительных искусств в Лодзи).  И, после всего этого,  стремительное и мощное «второе кинематографическое дыхание»: «4 ночи с Анной» (2008), «Необходимое убийство» (2010) и, наконец, «11 минут»  --  все три фильмы многократно и заслуженно отмечены многочисленными призами и наградами на различных престижных кинофестивалях.

   Павел Павликовский  (режиссер всемирно известной «Иды»), будучи в жюри международного кинофестиваля в Венеции, где  «11 минут» получил  премию  «Vittorio Veneto», охарактеризовал картину своего земляка просто и точно: «Кинолента «11 минут» является универсальным фильмом, снятым при использовании динамического киноязыка, описывающим хаос, какофонию и пустоту в окружающем мире».

   «Что наша жизнь? Игра!»/случайностей/. К тому же  --  постоянно оборачивающаяся каким-то совершенно дьявольским лохотроном, где разыгрывается (и проигрывается!) собственная (и не только!) жизнь. Сколимовский тщательно и  логически безупречно выстраивает в реальном режиме времени (11 минут  каждого из 11 персонажей, проживаемых ими одновременно) поток этих случайностей, приводящих героев в одно время и место по причине: задержки в оказании срочной помощи из-за загромоздившего проход шкафа, вынужденного бегства любовника от внезапно появившегося мужа, поломки лифта, … 

   Жизнь состоит из мелочей, заполняющих наши чувства:  радости, обиды, ожидания, сиюминутной тревоги. Они, как водная стихия, накрывают нас с головой  и мы ежедневно барахтаемся в них, забывая, хоть иногда, вынырнуть и взглянуть на  эту жизнь отстранено и объективно. И «эта проклятая жизнь» начинает медленно и неотступно вращать нас в какой-то воронке с постепенно убыстряющимся и приближающимся к центру водоворота (конца фильма) движением, чтобы, в итоге, стремительно рухнуть в НИКУДА (в фильме и, буквально, с 11 этажа) уже не оставляя никакой надежды на возможность подумать, осмыслить…

   Наши глубокие личные переживания в отношении событий, которые мы считаем важными и жизнеопределяющими, становятся мелкими и ничего не значащими перед тем неизведанным и никогда до конца неосознанным, чем является переход в   --  другой мир (?), другое состояние (?), просто  --  не имеющее никакого описания НЕЧТО (?). Понять это логически  --  невозможно (ведь нужно сравнение, а с тем, ДРУГИМ  сравнивать невозможно, так же, как невозможно делить на ноль). Прочувствовать  --  дано немногим и, к сожалению, не имеющим возможность доказать необходимость этого чувства для всех.

   Режиссер, не отступая от внешних коммерческих приемов, (недаром фильм в большинстве описаний позиционируется, как «триллер»), достаточно внятно подводит зрителя к необходимости  осознания каждым из нас самого себя, к пониманию «своего места в истории». Вообще говоря, эти рассуждения могут привести к выводам, друг с другом плохо корреспондирующимся. С одной стороны, понимание себя песчинкой в мире, пикселем, не влияющим на развитие всего человечества (как в финале картины, где кадры трагической ситуации, унесшей множество жизней, постепенно исчезают на громадном экране некоего пульта управления и кто-то /Демиург?/,  руководит и следит за всем сущим). С  другой  --   осознание каждого человека обладателем неисчерпаемого, собственного  внутреннего мира.

   Фильм Ежи Сколимовского «11 минут» дает большой толчок для осмысливания этой коллизии.

 

 

Театр/Кино

Календарь

Фото

Newsletter

Если хотите подписаться на новостную рассылку, введите свой e-mail и нажмите OK

О нас

Целью деятельности Польского института в Санкт-Петербурге является распространение достижений польской культуры и науки, расширение знания о польской культуре среди российской общественности, а также развитие контактов, обмен опытом и поддержание диалога между польскими и российскими представителями науки, литературы, искусства, кино, театра и музыки.

Узнать больше

Радио Польша

Радио Польша

Узнать больше